Амзаракова Ирина Петровна

    Персональные данные

    Амзаракова Ирина Петровна
    Полное
    25.12.1950
    дфилн., доцент
    Лингвистика
    Абакан
    Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, кафедра немецкого языка
    профессор, зав. кафедрой
    655017 г. Абакан, пр. Ленина 94
    ...

    Академическая карьера

    1973, Киргизский государственный университет, специальность Филология
    МГПИ, 1985 г., "Монолог в немецкой разговорной речи". Научный руководитель – проф. В.Д. Девкин

    МПГУ, 2006 г., «Языковой мир немецкого ребенка младшего школьного возраста». Научный консультант – проф. В.Д. Девкин
    1995-1996 – Volkswagen-Stiftung/ Modell Bochum;
    1997 – Stipendium des Lotman-Instituts f?r russische und sowjetische Kultur/ Ruhr-Universit?t Bochum;
    2001 – DAAD-Stipendium September-Oktober 2001 (2 Monate, Freiburg)
    2007 – Грант РГНФ 07-04-63801 а/Т «Проблема билингвизма в поликультурной среде Республики Хакасия (на примере билингвизма этнических немцев)»

    Список публикаций и участие в конференциях

    1. Занимательная грамматика немецкого языка: Учебно-методический комплекс для раннего обучения немецкому (родному) языку. 100 грамматических игр с вариантами. I-III классы / Амзаракова И.П., Савченко В.А. – Абакан, ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1996. – Тетрадь для ученика. - 63 с.; Книга для учителя. - 68 с.
    2. Стилистика современного немецкого языка: Учеб. пособие для студентов. – Абакан, 1998. – 54 с.
    3. Языковой мир немецкого ребенка: Учеб. пособие для студентов. – Абакан, 2004. – 240 с.
    4. Путеводитель по миру образов немецких детских текстов: Культуроведческий справочник / И.П. Амзаракова, И.С. Майнагашева. – М.: Флинта: Наука, 2005. 72 с.

    5. Разговорный монолог как объект изучения в национальной школе: К постановке вопроса. // Русский язык и литература в киргизской школе. 1986. № 1. – Фрунзе: Ала-Тоо. – С. 47-49.
    6. Разговорный монолог как текст устной речи.// Художественный текст. Структура и семантика: Межвуз. сб. научн. тр. – Красноярск: КГПИ. 1987. – С. 30-35.
    7. Разговорный монолог- побуждение в коммуникативно-прагматическом аспекте. // Логико-семантические и прагматические проблемы текста: Межвуз. сб. научн. тр. Красноярск: КГПИ. 1990. – С. 33-38.
    8. Народная сказка – текст письменный или устный? // Текст: коммуникативно-прагматический, лексико-семантический и стилистический аспекты: Межвуз. сб. научн. тр. Абакан: АГПИ. 1991. – С. 77-83.
    9. Fr?hdeutsch in Chakassien. (Раннее обучение немецкому языку в Хакасии) / Amsarakowa I., Sawtschenko W. // Kinder lernen europ?ische Sprachen e.V. Jahrbuch 1993. Stuttgart: Klett, S. 86-91.
    10. Anglizismen in den Massenmedien. // Das Wort. Germanistisches Jahrbuch 1995/ Bonn/Moskau: DAAD, S. 94-99
    11. Die Staatliche Universit?t als Zentrum der Bildungslandschaft Chakassien.// Russische Hоchschulen heute: Situationsberichte u. Analysen 1995. Hrsg. von K.Eimermacher u. A. Hartmann. Bochum: Ruhr-Universitat 1995, S.109-111
    12. Zum Stand des Wissenschaftsbetriebs an der Chakassischen Staatlichen Universitat. / Amzarakova I., Tugushekowa W. // Der gegenw?rtige russische Wissenschaftbetrieb. Innenansichten. Hrsg. von K.Eimermacher u. A.Hartmann Bochum 1996, S.49-54.
    13. Zwei Welten oder zum Problem des Komischen in der Kinderliteratur. // Aus russischer Feder. Abhandlungen u. Essays zur deutschen: Literatur, Sprache u. Landeskunde. – Ruhr-Universit?t: Bochum 1997. S. 1-12
    14. Hoffnung oder Resignation? Erwartungen von Sch?lern und Studenten an die Zukunft. // Innovative Ausbildung – neue Eliten?/ Bildungsprozesse in Russland/ Hrsg. Von K.Eimermacher u. A.Hartmann. Bochum 1997, S.125-131.
    15. Метафора в детской речи: языковая игра или способ познания мира / Амзаракова И.П., Тачеева Н.А. // Вестник ХГУ, серия 5, выпуск 5, Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1998, с.27-30.
    16. Второй государственный экзамен в подготовке учителя в немецких вузах. // Вестник ХГУ, серия 5, выпуск 5, Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1998, с. 100-103
    17. Номинация в речи ребенка младшего школьного возраста. // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Вып. 2. Серия: Языкознание. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2001. С. 144-148
    18. В. Шукшин в немецком переводе: к проблеме передачи особенностей стиля. / Амзаракова И.П., Овсянникова В.В. // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Вып. 2. Серия: Языкознание. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2001. – С. 120-124.
    19. Оценка в речи младших школьников. // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Вып. 3. Серия: Языкознание. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова. – 2002. – С. 150-153.
    20. О некоторых парадоксах детской речи (на материале немецкого языка) / Актуальные проблемы изучения языка и литературы: Материалы Всероссийской научной конференции, 25-27.11.2002. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова. – 2002. С. 127-130
    21. Zwei Welten oder zum Problem des Komischen in der Kinderliteratur //Entw?rfe: Russische Studien zur deutschen Literatur des 20. Jahrhunderts / Hrsg. von Paul Gerhard Klussmann, Frank Hoffmann u. Silke Flegel. PETER LANG, 2002. – S. 201-213
    22. Bewertung im Sprachgebrauch von Grundschulkindern // DAS WORT: Germanistisches Jahrbuch 2002 / Hrsg. von Marina Vollstedt, DAAD Moskau. – S. 11-20
    23. Eindr?cke und Bilanz //Vom Sinn und Unsinn westlicher F?rderung in Russland / Hrsg.von Karl Eimermacher u.Ursula Justus. Bochum 2002, S.215-217.
    24. Языковая рефлексия в речи детей младшего школьного возраста (на материале немецкого языка) // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Вып. 4. Серия: Языкознание. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова. – 2003. С. 113-116.
    25. К проблеме системного описания тропов (на материале русского и немецкого языков) / Амзаракова И.П., Пекарская И.В. // Вопросы исследования и преподавания иностранных языков: Межвузовский тематический сб. науч. тр. Вып. 4 / Под ред. Г.Г. Галич. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2003. – С. 3-16.
    26. Стратегии самопрезентации ребенка младшего школьного возраста и способы ее реализации в речи (на материале немецкого языка) // Антропологическая лингвистика: Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Серия Антропологическая лингвистика / Отв. ред. Ю.М. Малинович. – Иркутск: Изд-во Иркутс. гос. лингв. ун-та, 2004. - № 7. – С. 22-31.
    27. Образы детских текстов как компонент немецкой лингвокультуры // Немецкий язык: Первое сентября (Deutsch). – Москва. – 2005. – № 7. – С. 25-27.
    28. Персонажи книг, фильмов, телепередач // Немецкий язык: Первое сентября (Deutsch). – Москва. – 2005. – № 7 (с. 27); № 8 (с.27-29); № 10 (с. 27-29); № 11 (с. 27-29, 41).
    29. Kindersprache: was n?tzt sie dem DaF-Lehrer? // Begegnungssprache Deutsch: Motivation, Herausforderung, Perspektiven / XIII. Internationale Tagung der Deutschlehrerinnen und Deutschlehrer, 1.-6. August 2005: Thesenband / Hrsg.von Brigitte Sorger
    Также в Интернете: http://www.idt-2005.at/beitraege/detail.php?id=459
    30. Особенности немецкого детского словообразования // Разноуровневая прагматика: Сборник лингвистических статей / Под ред. В.Д. Девкина. – Москва: Прометей, 2005. – С. 6-15.
    31. Языковой мир немецкого ребенка: подходы т проблемы описания // Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. Т. 2. – М.: Языки славянской культуры, 2006. – С. 276-283.
    32. Развитие межкультурной компетенции через системное изучение элокутивов. К постановке проблемы системного сопоставительного обучения тропеической прагматике в русском и немецком языках // Материалы международного семинара «Развитие межкультурной компетенции через изучение иностранных языков: потенциал, методы, проблемы», 23-26 октября 2006 г., Иркутск [Текст]. – Иркутск: ИГЛУ, 2006. – С. 78-80 (в соавторстве с И.В. Пекарской).
    33 Круглый стол, посвященный 100-летию со дня рождения профессора П.И. Харакоза // Русский язык и литература в школах Кыргызстана: Научно-методический журнал. – № 4 (271). – Бишкек, 2006. – С. 92-96.
    34. Mission der Deutschlehrerverb?nde in russischen Regionen // IDV-Magazin. – Nr. 76. – Juli 2007. – S. 15-23.
    35. «Deutsch in Zentral- und Ostasien: Erfahrungen, Partnerschaften und neue Herausforderungen der Zeit»: Eindr?cke von der IDV-Regionaltagung in Ulan-Ude // IDV-Magazin. – Nr. 76. – Juli 2007. – S. 32-39.
    36. Над чем смеются дети? К вопросу о детском анекдоте // Язык, культура, коммуникация: аспекты взаимодействия. Научно-методичсекий бюллетень / Под ред. И.В. Пекарской. Вып. 3. – Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2006. – С. 26-30.
    37. Humor des Kindes // Deutsch = Немецкий язык: Методическая газета для учителей немецкого языка. М., 2007. – № 15, с.38-40; № 16, с. 36-39.
    38. Немецкий язык // Энциклопедия Республики Хакасия: В 2 т. / Гл. ред. В.А. Кузьмин. – Красноярск: Поликор, 2007. – Т. 1: А-Н. – С. 416.
    39. Жизнь в языке и люди, определившие жизнь: интервью с В.Г. Карповым накануне юбилея // Summa summarum: И.Г. Карпов. К 80-летию со дня рождения и 60-летию научно-педагогической деятельности / сост. И.П. Амзаракова, В.В. Миндибекова. – Абакан: Изд-во Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. – С.124-136.
    40. Межэтническое согласие или межэтнические конфликты? К постановке проблемы в условиях Республики Хакасия // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Серия Языкознание. – Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2008.
    41. Билингвизм в полиэтнической среде Республики Хакасия // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Серия языкознание. – Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2008 (совместно с Г.И. Дориной, Е.В. Коневой).
    42.Амзаракова, И.П. Стилистика: выразительные средства немецкого языка: учебное пособие / И. П. Амзаракова, В. А. Савченко. - Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2009. - 140 с. ISBN 978-5-7810-0572-7.
    43. Амзаракова, И.П. Ребенок: язык, текст, коммуникация / И. П. Амзаракова. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2012. - 332 с. ISBN 978-5-7810-0956-5.
    •Аймермахер, Карл. Взгляд со стороны: положение, трудности и перспективы высшего образования и науки в России. / Пер. с нем. И.П. Амзараковой // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Вып.5. Серия 5: Романо-германская филология и дидактика. – Абакан, 1998. – С. 95-99.
    •Актуальные проблемы изучения языка и литературы: Материалы Всерос. науч. конференции, 25-27 ноября 2002, Абакан. / Отв. ред. Амзаракова И.П. – Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2002. – 308 с.
    ?Deutsch in Russland: Informationen der Deutschlehrerverb?nde der Russischen F?deration / Отв. редактор и составитель журнала И.Амзаракова. Выпуск 2005, 2006 гг. Абакан.
    ?Описание разговорной речи: проблемы и перспективы / Московский педагогический государственный университет. Школа В.Д. Девкина / Сост.: Амзаракова И.П., Савченко В.А.; отв. ред. И.П. Амзаракова. – Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2006. – 216 с.: илл.
    Организация:Всероссийская научная конференция "Актуальные проблемы изучения языка и литературы" (Абакан, 2002)
    Участие:
    1. Проблемы функционального описания языковых единиц: Свердловский пединститут, Свердловск, 1990. Тема доклада: Разговорный монолог в социолингвистическом аспекте.
    2. Вопросы совершенствования подготовки учителя в вузе: Материалы I республиканских Катановских чтений. Абакан,1993. Тема доклада: Эмоциональный и эстетический аспекты раннего обучения немецкому языку. (С. 147-148).
    3. Народная педагогика и современные проблемы воспитания и образования: Материалы научно-практической конференции по народной педагогике. Абакан, 1993. Тема доклада (в соавторстве с Савченко В.А): Идеи народной педагогики в раннем обучении немецкому языку. (С. 101-103).
    3. Актуальные проблемы подготовки специалистов в педагогическом вузе: 2-е республиканские Катановские чтения. Абакан. 1995. Тема доклада (в соавторстве с Шведчиковой И.Г.): Редундантность в детской речи. (С. 106-109).
    4. Arbeitsbesprechungen des Lotman-Instituts (Bochum/ Deutschland) 1996, 1997, 2001.
    5. Deutsch als Business-, Kultur- und Ausbildungssprache: 28.Sept. – 1.Okt. Internationale Konferenz.– Krasnojarsker Staatl. P?d. Univ. 1998. Тема доклада: Metapher: Sprachspiel oder Erkenntnisverfahren?
    6. Sprache und Kultur: 30. Jahrestagung der Gesellschaft f?r Angewandte Linguistik e.V., 30.September – 2.Oktober 1999, Johann Wolfgang Goethe Universit?t Frankfurt am Main; Тема доклада: Hintergrundkenntnisse als Voraussetzung der ad?quaten Rezeption literarischer Texte im Fremdsprachenunterricht.
    7. Deutsch als Business-, Kultur- und Ausbildungssprache: 25.- 28. Sept. 2000. II.Internationale Konferenz.. – Staatl. P?d. Univ. – Krasnojarsk 2000. Тема доклада: Kommunikative Kompetenz bei Kindern (zur Ontogenese).
    8. Sprache, interkulturelle Kommunikation, neue Didaktikans?tze. / Beitr?ge des 18. Germanistentreffens (4.-9- Juni 2001. Ulan-Ude: DAAD-BGU 2001. Тема доклада: Bewertung im Sprachgebrauch von Grundschulkindern.
    9. Sprache transdisziplin?r: 32. Jahrestagung der Gesellschaft f?r Angewandte Linguistik e.V., 27-29. September 2001, Universit?t Passau; Тема доклада (совместно с И.С. Майнагашевой): Philologie vs. Literatur? Curriculumentwicklung fuer Germanistenausbildung.
    10. DAAD-Germanistenkonferenz Archangelsk 2003; Тема доклада (в соавторстве с И.С. Майнагашевой): Philologie vs. Literatur? Curriculumentwicklung fuer Germanistenausbildung an einer russischen Universitaet.
    11. Актуальные проблемы изучения языка и литературы: Всероссийская научная конференция, 25-27 ноября 2003, Абакан. Тема доклада: К проблеме систематизации элокутивных средств в межкультурном контексте (на примере эпитета) (c. 190-195).
    12. Актуальные проблемы изучения языка и литературы: Материалы всероссийской научной конференции, ноябрь 2004. Абакан; Тема доклада (в соавторстве с И.С. Майнагашевой): Путеводитель по миру образов немецких детских текстов: Презентация глоссария (c. 289-293).
    13. Актуальные проблемы изучения языка и литературы: Материалы всероссийской научной конференции, ноябрь 2004. Абакан; Тема доклада (в соавторстве с Горшковой С.Ю.): Считалки как элемент мира детства. (C. 285-288).
    14. Российско-германский форум «Немецкий язык как язык-посредник», июнь 2004. Улан-Удэ. Тема доклада: Personennamen als Zeichen der Sozialisation des Grundschulkindes: Spottnamen, Spottverse, Kosenamen // Beitr?ge des Russisch-Deutschen Forums “Deutsch baut Br?cken” (6.-11. Juni 2004). – Ulan-Ude: BGU Verlag, 2004. – S. 74-76.
    15. Германистика сегодня: 2-й съезд Российского союза германистов (Москва, ноябрь 2004). Тема доклада: Языковой мир немецкого ребенка: проблемы описания.
    16. Begegnungssprache Deutsch: 1.-6. August 2005: XIII. Internationale Deutschlehrertagung. Graz 2005. Тема доклада: Kindersprache: was n?tzt sie dem DaF-Lehrer?
    17. Международный семинар «Развитие межкультурной компетенции через изучение иностранных языков: потенциал, методы, проблемы», 23-26 октября 2006 г., Иркутск. Тема доклада: Развитие межкультурной компетенции через системное изучение элокутивов. К постановке проблемы системного сопоставительного обучения тропеической прагматике в русском и немецком языках (совместно с И.В. Пекарской)
    18. I Международной научно-практической конференции, 19-21 октября 2006, г. Абакан. Темы докладов: (1) Языковая политика и языковое образование: что может филолог? (2) Над чем смеются дети? К вопросу о детском анекдоте.
    19. Лингвистические парадигмы и лингводидактика: XI Международная научно-практ. конференция, Иркутск, 13-16 июня 2006 г. Тема доклада: Проблемы описания языкового мира ребенка (на материале немецкого языка).
    20. Современное состояние и основные проблемы подготовки учителей русского языка и литературы. Круглый стол, посвященный 100-летию П.И. Харакоза, 14-15 декабря 2006 г., Бишкек: БГУ им. К. Карасаева. Тема доклада: О частотных словарях детской речи: попытка анализа.
    21. Языковая политика и языковое образование в условиях межкультурного общения. Международная научная конференция, 26-29 сентября 2006, г. Хабаровск. Темы докладов: (1) Языковое образование в Хакасии: мотивация и эффективность (совместно с И.В. Пекарской); (2) Kinderfolklore f?r gro? und klein? Zum Problem des kommunikativen Werts der Kinderfolklore.
    22. Deutsch in Zentral- und Ostasien: Erfahrungen, Partnerschaften und neue Herausforderungen der Zeit. Улан-Удэ, 04-09 июня 2007. Тема доклада: Missionen der Deutschlehrerverb?nde in Russischen Regionen.
    23. Актуальные проблемы изучения языка и литературы: коммуникативные стратегии и тактики филологического образования в поликультурном коммуникативном пространстве. Материалы II Международной научно-практической конференции, 23-25 октября 2007 г., г. Абакан Темы докладов: (1) Стратегии и тактики филологического образования: анализ ситуации. (2) Отражение понятий «свое» и «чужое» во фразеологии и в художественном тексте (на материале немецкого языка). (совместно с Ю.С. Хазовой); (3)?«Хакасия на уроке немецкого языка»: презентация учебного пособия (совместно с И.В. Борисовой).

    Научные интересы

    Немецкая разговорная речь; языковой мир немецкого ребенка; стилистика; прагматика; проблемы содержания образования.
    © 2022 | Российский Союз Германистов. Создание сайта - Евгения Козловская.