Шаулов Сергей Михайлович

    Персональные данные

    Шаулов Сергей Михайлович
    Полное
    3 ноября 1949 г.
    д.ф.н., доцент
    Литературоведение
    Уфа
    Башкирский государственный педагогический университет; Кафедра зарубежной литературы и страноведения
    профессор
    450000, Уфа, ул. Октябрьской революции, 3
    ...

    Академическая карьера

    1972
    «Ранняя лирика Иоганнеса Р. Бехера и национальная поэтическая традиция», кандидатская диссертация, выполнена при Воронежском госуниверситете, научный руководитель – профессор А. Б. Ботникова. Защищена в 1985 г. в Совете при МГУ им. Ломоносова.

    Истоки национального своеобразия немецкой поэзии: реформа Мартина Опица и философия Якоба Бёме. Защищена 16.12.2009 в Совете при Воронежском госуниверситете.

    Список публикаций и участие в конференциях

    Монографии:

    Владимир Высоцкий: Мир и слово / Соавт. А. В. Скобелев. – Воронеж: МИПП «Логос», 1991. 176 с.
    Владимир Высоцкий: Мир и слово / Соавт. А. В. Скобелев. – 2-е изд., испр. и доп. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2001. 204 с.
    Поэтика барокко в немецкой лирике XVII – XX вв.: Материалы исследования / Препринтное изд.. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. 76 с.
    Паралипомены к книге «Мир и слово» / Сб. статей. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. 160 с. [Из содержания: Барокко, экспрессионизм и Высоцкий; «Теперь я – капля в море»: барочная топика в поэтике Высоцкого; Барочно-герметический подтекст стихотворения Высоцкого «Белое Безмолвие»; О Высоцком на немецком].
    Мистицизм поэзии и поэзия мистики: Якоб Бёме и рождение немецкой поэзии: концепция человека и мира. Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. 252 с.
    «Упрямо я стремлюсь ко дну…»: коды культуры и интертекстуальность. Воронеж: «Эхо», 2011. 76 с.

    Истоки национального своеобразия немецкой поэзии: Реформа Мартина Опица и философия Якоба Бёме. Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 520 с.

    Наш Высоцкий: Работы разных лет / Соавт. Скобелев А.В. Уфа: ARC, 2012. 498 с.[Из содержания: "Высоцкое" барокко; Эмблема у Высоцкого; Высоцкий и Достоевский; Высоцкий в русской национальной литературе].

    Научные статьи:

    Проявление стилевых черт барокко в лирике немецкого экспрессионизма и поэзия И.Р.Бехера // Вопросы немецкой и французской филологии. – Краснодар, 1975. С. 170-178.
    Das Sonett in der fr?hen Lyrik Johannes R. Bechers in Beziehung zur nationalen poetischen Tradition // Poesie und Poetik Johannes R. Bechers. – Berlin, 1978. S. 130-141.
    О характере поэтической традиции в ранней лирике И.Р.Бехера // Реализм и художественные искания в зарубежной литературе Х1Х-ХХ вв. – Воронеж, 1980. С. 38-55.
    Достоевский и барокко (типологический аспект проблемы мира и человека) / Соавт. В. В. Борисова // Концепция человека в русской литературе. – Воронеж, 1982. С. 77-88.
    Philosophische Poetik der „Feuerseele“ // Wandelbar und stetig: Lesarten zu Johannes R. Becher. – Halle, Leipzig, 1984. S. 183-190.
    Концепция человека и мира (этика и эстетика Владимира Высоцкого) / Соавт. А.В.Скобелев // В.С.Высоцкий: исследования и материалы. – Воронеж, 1990. С. 24-52.
    Национальные и классические традиции в трагедии И.Р.Бехера «Зимняя битва» // Образ. Время. Стиль. (Проблемы поэтики). – Павлодар, 1996. С. 183-199.
    Барокко // Достоевский: эстетика и поэтика. Словарь-справочник. – Челябинск, 1997. С. 73.
    Классицизм и барокко в реформе и творчестве Мартина Опица (историко-теоретический контекст) // Вестник ВЭГУ, № 7: Филология. – Уфа, 1998. С. 30-33.
    «Высоцкое» барокко // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.3.Т.1. – М., 1999. С. 30-42.
    «Вечерняя песнь» в немецкой лирике: от барокко к романтизму // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания / Вып. 14. – Воронеж: Воронежский университет, 2000. С. 120-131; То же (окончание) // Там же / Вып. 15. – 2001. С. 118-129.
    Эмблема у Высоцкого // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. IV. – М., 2000. С. 141-166.
    О Высоцком на немецком // Там же. С. 483-531.
    Карамазовское и гамлетовское Высоцкого // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. V. – М., 2001. С. 41-53.
    Двоемирие и преображение в ранней (до 1914 г.) лирике И.Р.Бехера (поэтика барокко в новейшем личностном сознании) // Вестник Башкирского государственного педагогического университета. Серия Гуманитарные науки. № 1, 2 (3, 4) 2001. С. 39-51.
    Поэзия Веккерлина на фоне реформы Опица // Балтийский филологический курьер: Научн. журн. – Калининград: Изд-во КГУ, 2003, № 2. С. 212-219.
    Концепция человека в лирике Пауля Флеминга: опицианство и мистицизм // Балтийский филологический курьер: Научн. журн. – Калининград: Изд-во КГУ, 2003, № 3. С. 207-220.
    Барокко, экспрессионизм и Высоцкий // Владимир Высоцкий: взгляд из XXI века: Материалы третьей международной научной конференции. Москва. 17-20 марта 2003 г. – М., 2003. С. 32-45.
    Специфика ренессансного свободомыслия на рубеже Нового времени // Трансформация общества: наука, педагогика, производство: Материалы всеросс. конф. 17, 25 февраля 2005 г. Ч. 2. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. С. 36-45.
    Герметизм в интеллектуально-духовной атмосфере Германии накануне Тридцатилетней войны // Вестник Воронежского государственного унимверситета. Серия: Филология. Журналистика. 1, 2006, с. 152-160.
    Антропология Бёме и литература его эпохи // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2007, № 3 (14). С. 140-154.

    Петраркизм в час рождения немецкой поэзии: Мартин Опиц и Пауль Флеминг // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9: филология, востоковедение, журналистика. Вып. 4 (ч. II). Сент. 2007. С. 82-86.

    Философская мысль как лирическое переживание: Якоб Бёме и Пауль Флеминг // Материалы XXXVI международной конференции.Вып.8. – СПб: СПбГУ, 2007.

    «Кони привередливые» в поле интертекстовом // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007–2009 гг.: сборник научных трудов / [редкол.: Б.С.Дыханова и др.]. – Воронеж: ВГПУ, 2009.

    Всемирный семиозис Якоба Бёме и основания эстетики барокко // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2009. № 3(7). С. 11-14.

    Семиотика мира в философии Якоба Бёме как онтологический фундамент поэтики барокко // LiteraryCalendar: theBooksofDays – Литературный календарь: книги дня / Международный научный журнал. 2009. № 4 (1), июль–август. С. 37-50.

    Родовая принадлежность литературно-философ-ского наследия Якоба Бёме // Проблемы истории, филологии, культуры. – Магнитогорск, 2009. № 1.С. 296-300.

    «DESIGNATURARERUM» Якоба Бёме и основания поэтики барокко // Вестник Костромского госуниверситета. 2009, № 3. С. 140-143.

    Бёме как литератор: контекст, жанр, влияние // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания: Вып. 28-29. – Воронеж: Воронежский университет, 2009. С. 240 - 245.

    «Но я приду по ваши души!»: Imitatio Christi Высоцкого // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2011–2012. Воронеж, 2012. С. 53-60.
    Участие:
    «Семантический перенос» как фактор литературной эволюции [доклад] // Актуальные проблемы лингвистической семантики и типологии литературы. Материалы международной научной конференции, посвященной 50-летию образования Калининградской области 26-28 апреля 1996 г., Калининград–Зеленогорск. – Калининград, 1997. С. 88-92.
    Литературная эволюция как диалог культур [доклад] // Образование – будущее России. Тезисы докл. Российской науч.-практ. конф. (29-30 марта 1996 г.). Ч. 1. – Уфа, 1996. С.150-152.
    Немецкое барокко: завершение или начало? [доклад] // Проблемы современного изучения русского и зарубежного историко-литературного процесса. Материалы XXV Зональной науч.-практ. конф. литературоведов Поволжья и Бочкаревских чтений (22-25 мая 1996 г.). – Самара, 1996. С. 289-291.
    Кризис историзма и «семантический перенос» в поэтике [доклад] // Филология на рубеже ХХ-ХХI веков. Тез. Междунар. конф., посв. 80-летию Перм. ун-та (19-22 ноября 1996 г.). – Пермь, 1996. С. 32-33.
    История «ренессансного реализма» [доклад] // Система непрерывного образования: педучилище – педвуз. Материалы межвуз. науч.-практ. конф. (25 апреля 1997 г.). – Уфа, 1997. С. 116-119.
    Культурно-исторический процесс: борьба или диалог? [доклад] // Фундаментализация образования в современном обществе. Материалы межвуз. науч.-практ. конф. (29-30 мая 1997 г.). Ч. 1. – Уфа, 1998. С. 109-110.
    Классицизм и барокко в реформе и творчестве Мартина Опица [доклад] // Образование, язык, культура на рубеже ХХ-ХХI вв. Материалы междунар. науч. конф. (22-25 сентября 1998 г.). Ч. III. – Уфа, 1998. С. 49-51.
    Якоб Бёме и рождение немецкой поэзии [доклад] // Философские аспекты культуры и литературный процесс в XVII столетии: Материалы Международной конференции «пятые Лафонтеновские чтения» (16–18 апреля 1999 г.). – Санкт-Петербург, 1999. 21-24.
    Романтическое барокко Клеменса Брентано [доклад] // Система непрерывного образования: школа – педучилище – педвуз – ИПК. Материалы межвуз. науч.-практ. конф. (25 апр. 1999 г.). – Уфа, 2000. С. 234-239.
    Игра о камне Андреаса Грифиуса (метафора в силовом поле эмблемы). [доклад] // XVII век в диалоге эпох и культур: Материалы Междунар. науч. конф. «Шестые Лафонтеновские чтения» (14 – 16 апреля 2000 г.). – СПб., 2000. С. 127-129.
    Концепция человека в поэзии Пауля Флеминга [тезисы доклада] // XIII Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сб. статей и материалов. – М.: МПГУ, 2001. С. 304-305
    Антропология Пауля Флеминга [доклад] // Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы Междунар. науч. конф. «Седьмые Лафонтеновские чтения» (19 – 22 апреля 2001 г.). – СПб., 2001. С.113-115.
    Психологизм рождающегося мира Якоба Бёме [доклад] // Классические и неклассические модели мира в отечественной и зарубежной литературах: Материалы Международной научной конференции, г. Волгоград, 12-15 апреля 2006 г. – Волгоград, 2006. С. 710-715.
    Философская мысль как лирическое переживание: Якоб Бёме и Пауль Флеминг [доклад] // Программа XXXVI Международной филологической конференции 12–17 марта 2007 г., Санкт-Петербург [Материалы в печати].

    Научные интересы

    Поэзия немецкого барокко. Историческая продуктивность национальной поэтики барокко как фактор типологического своеобразия немецкой лирики.
    Типология лирики Владимира Высоцкого в связи с историческим воздействием на русскую поэзию традиции немецкого барокко.
    © 2021 | Российский Союз Германистов. Создание сайта - Евгения Козловская.