Учебные пособия: 1. Краткая морфология немецкого существительного и
глагола с образцами грамматического анализа. На нем. яз.
– Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994, 112 с.
2. Немецкая грамматика для I курса немецкого отделения
(начинающие группы). На рус. яз. – Петрозаводск: Изд-во
ПетрГУ, 2004, 120 с.
3. Строй современного немецкого языка. // Учебные
программы спецкурсов ПетрГУ, филологический фак-т. –
Петрозаводск: ПетрГУ, 2003, с. 191-197.
4. Konversationsthemen. Устная практика для I курса нем.
отделения. 150 с. – в печати.
Научные публикации:
1. О функционировании предлога fona в древневерхненемецкий период. // Сб. «Иностранные языки». ХХХ Герценовские чтения. – Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1977, с. 60-64.
2. Значения и функционирование предлогов в древневерхненемецком (на примере предлога in ). // Сб. «Актуальные вопросы семантики и синтаксиса». – Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1977, с. 88-95.
3. Об определении значения предлога на основе словосочетания (на материале средневерхненемецких конструкций с предлогом in). // Сб. «Семантика слова и словосочетания в немецком языке». – Тула: 1977, с. 132-137.
4. О функциях и значениях предлога zu в древневерхненемецкий и средневерхненемецкий периоды. // Сб. «Взаимосвязь семантики и структуры синтаксических единиц в немецком языке». – Л.: ЛГПИ
им. Герцена, 1979, с.21-27.
5. Система упражнений по обучению чтению на уроках иностранного языка.
// Сб. «Работа с художественными текстами на уроках иностранного языка
в старших классах средней школы /методические рекомендации для
учителей и студентов/. – Новгород: 1983, с.52-58.
6. Искусство как средство ценностной ориентации личности.// Сб.
«Ценностные ориентации личности, пути и способы их формирования. –
Петрозаводск: Сев.-Зап. отделение философского общества СССР, 1984,
с.79-81.
7. О взаимодействии единиц разных уровней в истории немецкого языка. //
Совещание по вопросам диалектологии и истории языка (лингвогеография на современном этапе и проблемы межуровневого взаимодействия в истории языка). Тезисы докладов и сообщений. II том. // М.: АН СССР, Ужгородский гос. ун-т, 1984, с.215-217.
8. Стилистическая интерпретация поэмы Отфрида на занятиях по истории
немецкого языка. // Сб. «Текст как объект комплексного анализа в вузе». –
Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1984, с.30-40.
9. Диахронический анализ тенденций в развитии номинализации немецкого
предложения (на материале предложного атрибута с von в
древневерхненемецкий и средневерхненемецкий периоды). // Л.: ЛГПИ им.
Герцена, 1985, 10 с., деп. в ИНИОН АН СССР, № 23562.
10. Теория членов предложения и косвенный атрибут (на материале русского
и немецкого языков). // Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1985, 21 с., деп. в ИНИОН
АН СССР, № 23561.
11. Синкретизм как один из типов формально-содержательной асимметрии
языкового знака.// Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1985, 19 с., деп. в ИНИОН АН
СССР, № 23558.
12. Многокомпонентные термины в современной научно-технической
терминологии. // Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1985, 15 с., деп. в ИНИОН АН
СССР, № 23559.
13. Работа с художественными текстами по немецкому и английскому языку в
старших классах средней школы. // Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1985, 13 с., деп.
в ИНИОН АН СССР, № 23560.
14. Использование функционально-семантического анализа синтаксических
конструкций на занятиях по истории немецкого языка. // Сб.
«Функционально-типологические проблемы грамматики. Ч.I. – Вологда:
ЛОИЯ АН СССР, Вологодск. гос. пед. ин-т, 1986, с. 41-42.
15. Влияние уровневых взаимодействий в диахронии на развитие
номинализации немецкого предложения (на материале предложного
атрибута с von в древне- и средневерхненемецкий периоды). // Сб.
«Структура и семантика предложения и текста в германских языках». – Л.:
ЛГПИ им. Герцена, 1987, с. 14-19.
16. Роль теоретических курсов в профессиональной подготовке будущих
учителей иностранного яыка. // Сб. «Совершенствование
профессиональной подготовки учителей иностранного языка в свете
решений XXVII съезда КПСС и ходе перестройки высшей школы».
Совещание Мин-ва просвещения СССР. Тезисы докладов и сообщений. –
Киев: 1987, с. 123-125.
17. Взаимодействие языковых и экстралингвистических факторов в
формировании литературных койне как научно-методическая проблема (на
материале древневерхненемецкого периода). // Сб. «Педагогическое и
специально-научное обеспечение учебно-воспитательного процесса в
школе, педвузе в свете решений XXVII съезда КПСС, требований
школьной рефрмы и перестройки вуза». Тезисы докладов. – Новгород:
1983, с.98-100.
18. Спецвопрос как средство интенсификации самостоятельной работы
студентов. // Сб. «Пути и методы совершенствования самостоятельной
работы студентов». Тезисы докладов. – Новгород: 1988, с. 94-95.
19. Художественная культура Германии периода Ноябрьской революции 1918
года. // Сб. «70-летие Ноябрьской революции 1918 года в Германии». –
Петрозаводск: Карельское отделение педобщества, Карельский ИУУ,
КГПИ, 1988, с.72-77.
20. Предложно-падежные конструкции и их исследование с помощью
дистрибутивно-семантического анализа. // Сб. «Историческое развитие
языков и методы его изучения». Тезисы межвузовской конференции. –
Свердловск: 1988, с. 41-42.
21. Побратимские связи Карелии с округом Нойбранденбург в области
культуры. // Сб. «Юбилей Дружбы…». – Петрозаводск: КГПИ, 1989,
с.32-43.
22. Явление синкретизма как выражение асимметрии языковых единиц разных
уровней. // Сб. «Значения и функции языковых единиц разных уровней в
синхронии и диахронии». – Вологда: Вологодск. гос.пед.ин-т, 1989,
с. 19-28.
23. Функционирование стратификационной парадигмы в
древневерхненемецкий период. // Сб. «Проблемы функционального
описания языковых единиц». – Свердловск: 1990, с. 180-181.
24. Категория считаемости/несчитаемости как средство выражения
партитивности. // Сб. «Категории грамматики в их системных связях /в
теоретическом и дидактическом аспектах/. – Вологда: 1991, с. 33-35.
25. Страноведческие факультативы как средство интернационального
воспитания. // Сб. «У истоков дружбы народов…». Петрозаводск:
Карельское отделение педобщества, КГПИ, 1991, с.77-80.
25. Проблемы преподавания иностранного языка в вузе и некоторые способы
его интенсификации. // Сб. «Активные формы обучения иностранным
языкам в педагогическом интитуте». - Псков: Псковск. гос.пед. ин-т, 1992,
с. 15-22.
26. Семантика отношений «часть: целое». // Сб. «Структура и семантика
предложения и текста в германских языках». - Новгород: Изд-во НГПИ,
1992, с. 49-56.
27. О путях интенсификации усвоения и контроля знаний студентов (из опыта
работы кафедры немецкого языка). // «Проблемы педагогического
образования». Мат-лы межд. научно-методической конференции. –
Петрозаводск: КГПИ, ун-т Йоэнсуу, 1992, с. 53-55.
28. Способы интенсификации и тестирования знаний студентов по
нормативной грамматике немецкого языка. // Сб. «Лингвометодические
аспекты преподавания иностранных языков в вузе». Мат-лы Всесоюзной
конференции. – Петрозаводск: Госкомобразование СССР, КГПИ, 1990,
с. 108-110.
29. Nominierungs- und Nominalisierungstendenzen in den technischen
Fachsprachen und ihre Rolle in der Textstruktur. // „Entwicklungstendenzen der
deutschen Gegenwartssprache und ihre Ber?cksichtigung in der Ausbildung“.
Thesen der 6. Germanistenkonferenz in der UdSSR. – Moskau: Lektorat der
DDR in Moskau, 1990, S.71.
30. Kulturkunde als Mittel der Verst?ndigung. // „Sprache, Kultur und
Fremdsprachenunterricht. Landeskunde als Kulturkunde“. Thesen der 8.
Germanistenkonferenz. - Moskau: DAAD- Deutschlektoren in der UdSSR,
Staatl. Univ. in Alma-Ata, 1992, S. 45.
31. Система контроля знаний студентов при обучении иностранному языку в
вузе. // Сб. «Обучение студентов в вузе. Методы интенсификации и
контроля». – Новгород: Новгор. пед. ин-т, 1992, с. 16-21.
32.Эволюция значений предложных конструкций как результат
межуровневых взаимодействий. //Сб. «Эволюция системных
характеристик языковых единиц». – Самара: Самарск. гос.пед.ин-т им.
Куйбышева, 1992, с. 10-19.
33. Функционально-семантическая характеристика фразеологизированных
конструкций в диахроническом аспекте (на мат-ле немецкого языка). // Сб.
«Структура и функции языковых единиц». – Нижний Тагил:
Нижнетагильск. гос.пед.ин-т, 1993, с. 34-44.
34. О немцах-военнопленных в Карелии. // Сб. «Вопросы истории
европейского Севера». К 70-летию проф. М.И.Шумилова. – Петрозаводск:
Изд-во ПГУ, 1995, с. 160-162.
35. Структурно-семантический анализ предложных глагольно-именных
конструкций с объектным значением. // Сб. «Лингвистика». Бюллетень
Уральского лингв. общества. Т. I. – Екатеринбург: Уральский гос.пед.ин-т,
1995, с. 36-42.
36. Языковая интерференция как проблема билингвального обучения. // Сб.
«Теория и практика билингвального обучения». Тезисы межд.
конференции. – Новгород: Новгор. гос.ун-т им. Я.Мудрого, 1996, с. 26-27.
37. Текст как средство интенсификации и контроля знаний студентов. // Сб.
«Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики». – Тюмень: Изд-
во Тюменск. гос.ун-та, 1997, с. 110-115.
38. Функционально-прагматический подход к тексту как метод обучения и
контроля в процессе преподавания иностранного языка. // Сб.
«Преподавание иностранного языка в XXI веке: проблемы и
перспективы». Мат-лы Всесоюзной научно-практ. конфер. – М.:
Междунар. программы образования, 1998, с. 95-96.
39. Образ Италии у И.В.Гете и Б.Штрауса («Ты знаешь край…»). // Сб. «Образ
«Италии златой» в художественных картинах мира». К 200-летию со дня
рождения А.С.Пушкина. – Петрозаводск: Периодика, 1999, с. 12-14.
40. Deutsches Heute als Entwicklungsform der staatlich-politischen S?hne f?r die
national-sozialistische Vergangenheit. // „Deutsch-russische Kulturbeziehungen
(Российско-германские культурные связи)“. Мат-лы межд. конфер. –
Великий Новгород: 1999, с. 104-110.
41. «Физиолог» как элемент культурного кода средневековья. // Сб.
«Культурные коды двух тысячелетий». – Петрозаводск: Периодика, 2001,
с. 5-8.
42. Оппозиция отчуждаемой/неотчуждаемой принадлежности в
семантической категории партитивности. // Сб. «Актуальные проблемы
лингвистики и лингводидактики». Вып.3. – Красноярск: Красноярск.
гос.пед.ун-т, 2001, с.83-90.
43. Историческая судьба и роль нижненемецких диалектов в формировании
немецкого литературного языка. // Сб. «Русская историческая филология.
Проблемы и перспективы». - Петрозаводск: Периодика, 2001, с. 216-223.
44. Из истории хрестоматийных детских персонажей немецкой литературы
XIX века. // Сб. «Проблемы детской литературы и фольклор». –
Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001, с. 210-214.
45. Realienw?rter mit lokaler Semantik im „Nibelungenlied“. // „Kulturkontext im
geisteswissenschaftlichen Leben“. Мат-ы межд. конфер. – Великий
Новгород: Изд-во НовГУ им. Я. Мудрого, 2004, с. 6-11.
46. Основные проблемы мирового и локального статуса немецкого языка. //
Сб. «Проблемы развития гуманитарной науки на Сев.-Зап. России: опыт, традиции, инновации». Мат-лы научной конфер. в честь 10-летия РГНФ.
Т.II. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004, с. 116-120.