Двинская Валентина Тадэушевна

    Персональные данные

    Двинская Валентина Тадэушевна
    Полное
    11 июля 1945 г.
    к.ф.н., доцент
    Лингвистика
    Петрозаводск/ Республика Карелия
    Петрозаводский государственный университет филологический ф-т, кафедра германской филологии
    доцент
    185910 Петрозаводск, пр. Ленина, 33
    ...

    Академическая карьера

    1968 г.
    Кандидатская диссертация на тему: «Значения и функции предложных конструкций в древневерхненемецкий и средневерхненемецкий периоды (предлоги in, zu, von, mit)» в Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена в 1980 г. под рук. проф. каф. германской филологии Л.В. Шишковой
    Различные грамоты, в т.ч. Президиума Верховного Совета КАССР за активную работу по развитию культурных побратимских связей; Мин-ва культуры КАССР; Почетная грамота г. Петрозаводска за активную работу по укреплению партнерских связей с г.Тюбинген; Мин-ва образования РК; Мин-ва образования Российской Федерации за многолетнюю плодотворную научно-педагогическую деятельность и большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов; а также 2 знака Общества Германо-Советской дружбы (бывшей ГДР) „Ehrennadel in Silber“ и „Ehrennadel in Gold“; знак «Отличник народного просвещения РСФСР».

    Список публикаций и участие в конференциях

    Учебные пособия: 1. Краткая морфология немецкого существительного и
    глагола с образцами грамматического анализа. На нем. яз.
    – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994, 112 с.
    2. Немецкая грамматика для I курса немецкого отделения
    (начинающие группы). На рус. яз. – Петрозаводск: Изд-во
    ПетрГУ, 2004, 120 с.
    3. Строй современного немецкого языка. // Учебные
    программы спецкурсов ПетрГУ, филологический фак-т. –
    Петрозаводск: ПетрГУ, 2003, с. 191-197.
    4. Konversationsthemen. Устная практика для I курса нем.
    отделения. 150 с. – в печати.
    Научные публикации:
    1. О функционировании предлога fona в древневерхненемецкий период. // Сб. «Иностранные языки». ХХХ Герценовские чтения. – Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1977, с. 60-64.
    2. Значения и функционирование предлогов в древневерхненемецком (на примере предлога in ). // Сб. «Актуальные вопросы семантики и синтаксиса». – Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1977, с. 88-95.
    3. Об определении значения предлога на основе словосочетания (на материале средневерхненемецких конструкций с предлогом in). // Сб. «Семантика слова и словосочетания в немецком языке». – Тула: 1977, с. 132-137.
    4. О функциях и значениях предлога zu в древневерхненемецкий и средневерхненемецкий периоды. // Сб. «Взаимосвязь семантики и структуры синтаксических единиц в немецком языке». – Л.: ЛГПИ
    им. Герцена, 1979, с.21-27.
    5. Система упражнений по обучению чтению на уроках иностранного языка.
    // Сб. «Работа с художественными текстами на уроках иностранного языка
    в старших классах средней школы /методические рекомендации для
    учителей и студентов/. – Новгород: 1983, с.52-58.
    6. Искусство как средство ценностной ориентации личности.// Сб.
    «Ценностные ориентации личности, пути и способы их формирования. –
    Петрозаводск: Сев.-Зап. отделение философского общества СССР, 1984,
    с.79-81.
    7. О взаимодействии единиц разных уровней в истории немецкого языка. //
    Совещание по вопросам диалектологии и истории языка (лингвогеография на современном этапе и проблемы межуровневого взаимодействия в истории языка). Тезисы докладов и сообщений. II том. // М.: АН СССР, Ужгородский гос. ун-т, 1984, с.215-217.
    8. Стилистическая интерпретация поэмы Отфрида на занятиях по истории
    немецкого языка. // Сб. «Текст как объект комплексного анализа в вузе». –
    Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1984, с.30-40.
    9. Диахронический анализ тенденций в развитии номинализации немецкого
    предложения (на материале предложного атрибута с von в
    древневерхненемецкий и средневерхненемецкий периоды). // Л.: ЛГПИ им.
    Герцена, 1985, 10 с., деп. в ИНИОН АН СССР, № 23562.
    10. Теория членов предложения и косвенный атрибут (на материале русского
    и немецкого языков). // Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1985, 21 с., деп. в ИНИОН
    АН СССР, № 23561.
    11. Синкретизм как один из типов формально-содержательной асимметрии
    языкового знака.// Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1985, 19 с., деп. в ИНИОН АН
    СССР, № 23558.
    12. Многокомпонентные термины в современной научно-технической
    терминологии. // Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1985, 15 с., деп. в ИНИОН АН
    СССР, № 23559.
    13. Работа с художественными текстами по немецкому и английскому языку в
    старших классах средней школы. // Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1985, 13 с., деп.
    в ИНИОН АН СССР, № 23560.
    14. Использование функционально-семантического анализа синтаксических
    конструкций на занятиях по истории немецкого языка. // Сб.
    «Функционально-типологические проблемы грамматики. Ч.I. – Вологда:
    ЛОИЯ АН СССР, Вологодск. гос. пед. ин-т, 1986, с. 41-42.
    15. Влияние уровневых взаимодействий в диахронии на развитие
    номинализации немецкого предложения (на материале предложного
    атрибута с von в древне- и средневерхненемецкий периоды). // Сб.
    «Структура и семантика предложения и текста в германских языках». – Л.:
    ЛГПИ им. Герцена, 1987, с. 14-19.
    16. Роль теоретических курсов в профессиональной подготовке будущих
    учителей иностранного яыка. // Сб. «Совершенствование
    профессиональной подготовки учителей иностранного языка в свете
    решений XXVII съезда КПСС и ходе перестройки высшей школы».
    Совещание Мин-ва просвещения СССР. Тезисы докладов и сообщений. –
    Киев: 1987, с. 123-125.
    17. Взаимодействие языковых и экстралингвистических факторов в
    формировании литературных койне как научно-методическая проблема (на
    материале древневерхненемецкого периода). // Сб. «Педагогическое и
    специально-научное обеспечение учебно-воспитательного процесса в
    школе, педвузе в свете решений XXVII съезда КПСС, требований
    школьной рефрмы и перестройки вуза». Тезисы докладов. – Новгород:
    1983, с.98-100.
    18. Спецвопрос как средство интенсификации самостоятельной работы
    студентов. // Сб. «Пути и методы совершенствования самостоятельной
    работы студентов». Тезисы докладов. – Новгород: 1988, с. 94-95.
    19. Художественная культура Германии периода Ноябрьской революции 1918
    года. // Сб. «70-летие Ноябрьской революции 1918 года в Германии». –
    Петрозаводск: Карельское отделение педобщества, Карельский ИУУ,
    КГПИ, 1988, с.72-77.
    20. Предложно-падежные конструкции и их исследование с помощью
    дистрибутивно-семантического анализа. // Сб. «Историческое развитие
    языков и методы его изучения». Тезисы межвузовской конференции. –
    Свердловск: 1988, с. 41-42.
    21. Побратимские связи Карелии с округом Нойбранденбург в области
    культуры. // Сб. «Юбилей Дружбы…». – Петрозаводск: КГПИ, 1989,
    с.32-43.
    22. Явление синкретизма как выражение асимметрии языковых единиц разных
    уровней. // Сб. «Значения и функции языковых единиц разных уровней в
    синхронии и диахронии». – Вологда: Вологодск. гос.пед.ин-т, 1989,
    с. 19-28.
    23. Функционирование стратификационной парадигмы в
    древневерхненемецкий период. // Сб. «Проблемы функционального
    описания языковых единиц». – Свердловск: 1990, с. 180-181.
    24. Категория считаемости/несчитаемости как средство выражения
    партитивности. // Сб. «Категории грамматики в их системных связях /в
    теоретическом и дидактическом аспектах/. – Вологда: 1991, с. 33-35.
    25. Страноведческие факультативы как средство интернационального
    воспитания. // Сб. «У истоков дружбы народов…». Петрозаводск:
    Карельское отделение педобщества, КГПИ, 1991, с.77-80.
    25. Проблемы преподавания иностранного языка в вузе и некоторые способы
    его интенсификации. // Сб. «Активные формы обучения иностранным
    языкам в педагогическом интитуте». - Псков: Псковск. гос.пед. ин-т, 1992,
    с. 15-22.
    26. Семантика отношений «часть: целое». // Сб. «Структура и семантика
    предложения и текста в германских языках». - Новгород: Изд-во НГПИ,
    1992, с. 49-56.
    27. О путях интенсификации усвоения и контроля знаний студентов (из опыта
    работы кафедры немецкого языка). // «Проблемы педагогического
    образования». Мат-лы межд. научно-методической конференции. –
    Петрозаводск: КГПИ, ун-т Йоэнсуу, 1992, с. 53-55.
    28. Способы интенсификации и тестирования знаний студентов по
    нормативной грамматике немецкого языка. // Сб. «Лингвометодические
    аспекты преподавания иностранных языков в вузе». Мат-лы Всесоюзной
    конференции. – Петрозаводск: Госкомобразование СССР, КГПИ, 1990,
    с. 108-110.
    29. Nominierungs- und Nominalisierungstendenzen in den technischen
    Fachsprachen und ihre Rolle in der Textstruktur. // „Entwicklungstendenzen der
    deutschen Gegenwartssprache und ihre Ber?cksichtigung in der Ausbildung“.
    Thesen der 6. Germanistenkonferenz in der UdSSR. – Moskau: Lektorat der
    DDR in Moskau, 1990, S.71.
    30. Kulturkunde als Mittel der Verst?ndigung. // „Sprache, Kultur und
    Fremdsprachenunterricht. Landeskunde als Kulturkunde“. Thesen der 8.
    Germanistenkonferenz. - Moskau: DAAD- Deutschlektoren in der UdSSR,
    Staatl. Univ. in Alma-Ata, 1992, S. 45.
    31. Система контроля знаний студентов при обучении иностранному языку в
    вузе. // Сб. «Обучение студентов в вузе. Методы интенсификации и
    контроля». – Новгород: Новгор. пед. ин-т, 1992, с. 16-21.
    32.Эволюция значений предложных конструкций как результат
    межуровневых взаимодействий. //Сб. «Эволюция системных
    характеристик языковых единиц». – Самара: Самарск. гос.пед.ин-т им.
    Куйбышева, 1992, с. 10-19.
    33. Функционально-семантическая характеристика фразеологизированных
    конструкций в диахроническом аспекте (на мат-ле немецкого языка). // Сб.
    «Структура и функции языковых единиц». – Нижний Тагил:
    Нижнетагильск. гос.пед.ин-т, 1993, с. 34-44.
    34. О немцах-военнопленных в Карелии. // Сб. «Вопросы истории
    европейского Севера». К 70-летию проф. М.И.Шумилова. – Петрозаводск:
    Изд-во ПГУ, 1995, с. 160-162.
    35. Структурно-семантический анализ предложных глагольно-именных
    конструкций с объектным значением. // Сб. «Лингвистика». Бюллетень
    Уральского лингв. общества. Т. I. – Екатеринбург: Уральский гос.пед.ин-т,
    1995, с. 36-42.
    36. Языковая интерференция как проблема билингвального обучения. // Сб.
    «Теория и практика билингвального обучения». Тезисы межд.
    конференции. – Новгород: Новгор. гос.ун-т им. Я.Мудрого, 1996, с. 26-27.
    37. Текст как средство интенсификации и контроля знаний студентов. // Сб.
    «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики». – Тюмень: Изд-
    во Тюменск. гос.ун-та, 1997, с. 110-115.
    38. Функционально-прагматический подход к тексту как метод обучения и
    контроля в процессе преподавания иностранного языка. // Сб.
    «Преподавание иностранного языка в XXI веке: проблемы и
    перспективы». Мат-лы Всесоюзной научно-практ. конфер. – М.:
    Междунар. программы образования, 1998, с. 95-96.
    39. Образ Италии у И.В.Гете и Б.Штрауса («Ты знаешь край…»). // Сб. «Образ
    «Италии златой» в художественных картинах мира». К 200-летию со дня
    рождения А.С.Пушкина. – Петрозаводск: Периодика, 1999, с. 12-14.
    40. Deutsches Heute als Entwicklungsform der staatlich-politischen S?hne f?r die
    national-sozialistische Vergangenheit. // „Deutsch-russische Kulturbeziehungen
    (Российско-германские культурные связи)“. Мат-лы межд. конфер. –
    Великий Новгород: 1999, с. 104-110.
    41. «Физиолог» как элемент культурного кода средневековья. // Сб.
    «Культурные коды двух тысячелетий». – Петрозаводск: Периодика, 2001,
    с. 5-8.
    42. Оппозиция отчуждаемой/неотчуждаемой принадлежности в
    семантической категории партитивности. // Сб. «Актуальные проблемы
    лингвистики и лингводидактики». Вып.3. – Красноярск: Красноярск.
    гос.пед.ун-т, 2001, с.83-90.
    43. Историческая судьба и роль нижненемецких диалектов в формировании
    немецкого литературного языка. // Сб. «Русская историческая филология.
    Проблемы и перспективы». - Петрозаводск: Периодика, 2001, с. 216-223.
    44. Из истории хрестоматийных детских персонажей немецкой литературы
    XIX века. // Сб. «Проблемы детской литературы и фольклор». –
    Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001, с. 210-214.
    45. Realienw?rter mit lokaler Semantik im „Nibelungenlied“. // „Kulturkontext im
    geisteswissenschaftlichen Leben“. Мат-ы межд. конфер. – Великий
    Новгород: Изд-во НовГУ им. Я. Мудрого, 2004, с. 6-11.
    46. Основные проблемы мирового и локального статуса немецкого языка. //
    Сб. «Проблемы развития гуманитарной науки на Сев.-Зап. России: опыт, традиции, инновации». Мат-лы научной конфер. в честь 10-летия РГНФ.
    Т.II. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004, с. 116-120.
    1. Составление и редактирование сборника
    «Юбилей дружбы: двадцать лет побратимских отношений Карельской АССР с округом Нойбранденбург (ГДР)». – Петрозаводск: Респ. Правление Карельского отделения общества Германо-Советской дружбы, КГПИ, 1989, 64 с.
    2. Составление и редактирование межвузовского сборника
    «Значения и функции языковых единиц разных уровней в синхронии и
    диахронии». – Вологда: Вологодск. гос.пед.ин-т, 1989, 116 с.

    Переводы:
    1. Руг В., Нойман Т., Томашевски А. 50 практических советов по изучению немецкого языка. Пер. с нем. В.Двинской. – Stuttgart: Ernst Klett International, 1997, 55 с.
    2. Энгельгардт Е.А. Воспоминания о Петрозаводске. – Научный перевод (первый) с нем. с истор. и филол. комментариями. // В кн.: Пашков А.М. «Карелия и Соловки глазами литераторов Пушкинской эпохи». Т.II. –
    Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001, с. 6-39.
    3. Суворов Ю.В., Двинская В.Т. История немецкой социал-демократии в
    документах. Вступ. статья, истор. комментарий. – Петрозаводск: Изд-во
    ПетрГУ, 2002, 320 с. (Первая публикация на рус. языке в моем переводе
    трети текстов).
    Организация:
    1. В течение 10 лет (1982-1993) являлась организатором ежегодных
    научных конференций в Карельском гос.пед.ин-те на фак-те
    иностранных языков, в которых принимали участие также коллеги из
    вузов Петрозаводска и гости из вузов Северо-Запада.
    В качестве члена оргкомитетов:
    2. Научно-практическая международная (с ун-том Йоэнсуу, Финляндия)
    конференция по проблемам педагогического образования,
    Петрозаводск, июнь 1992 г.
    3. Научно-практическая межвузовская конференция «Лингвометодические аспекты преподавания иностранных языков в вузе, в т.ч. в условиях адаптивной системы обучения», Петрозаводск, июнь 1989 г.
    4. Первая межкурсовая конференция «Раннее обучение иностранным языкам», Петрозаводск, апрель 1992.
    Участие:
    1. Герценовские чтения в ЛГПИ им. А.И.Герцена, ежегодно с 1975
    по 1982 г. в Ленинграде.
    2. Совещание по вопросам диалектологии и истории языка
    (лингвогеография на современном этапе и проблемы межуровневого
    взаимодействия в истории языка), Ужгород, сентябрь 1984.
    3. Научно-практическая конференция «Функцинальное и типологическое
    направления в грамматике и их использование в преподавании
    теоретических дисциплин в вузе», Вологда, июнь 1986.
    4. Совещание Мин-ва просвещения СССР «Совершенствование
    профессиональной подготовки учителей иностранных языков в свете
    решений XXVII съезда КПСС и в ходе перестройки высшей школы»,
    Киев, сентябрь 1987.
    5. Научно-практическая конференция «Педагогическое и специально-
    научное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе,
    педвузе в свете решений XXVII съезда КПСС, требований школьной
    реформы и перестройки вуза», Новгород, май 1988.
    6. Научно-практическая конференция «Пути и методы совершенствования
    самостоятельной работы студентов», Новгород, ноябрь 1988.
    7. Межвузовская научная конференция «Историческое развитие языков и
    методы его изучения», Свердловск, октябрь 1988.
    8. Научно-практическая конференция «70-летие Ноябрьской революции
    1918 г. в Германии», Петрозаводск, ноябрь 1988.
    9. X совещание по проблемам диалектологии и истории языка АН СССР и
    Ин-та русского языка «Закономерности развития и взаимодействия
    диалектов и литературных языков», Ярополец, октябрь 1987.
    10. XXX (юбилейная) научная конференция преподавателей Псковского
    гос.пед.ин-та, Псков, декабрь 1989.
    11. Всесоюзная межвузовская конференция «Лингвометодические аспекты
    преподавания иностранных языков в вузе», Петрозаводск, июнь 1989.
    12. Межвузовкая научная конференция «Проблемы функционального
    описания языковых единиц», Свердловск, октябрь 1990.
    13. Межвузовская научная конференция «Категории грамматики в их
    системных связях (в теоретическом и лингводидактическом аспектах)»,
    Вологда, июнь 1991.
    14. Die 6. Germanistenkonferenz in der UdSSR „Entwicklungstendenzen in der
    Gegenwartssprache und ihre Ber?cksichtigung in der Lehre“, Ташкент, май
    1990.
    15. Die 8. Germanistenkonferenz in der UdSSR „Sprache, Kultur und
    Fremdsprachenunterricht. Landeskunde als Kulturkunde“, Алма-Ата, май
    1992.
    16. Республиканская научно-методическая конференция «Проблемы педагогического образования», Петрозаводск, июнь 1992.
    17. Межвузовская научно-практическая конференция «Обучение студентов
    в вузе. Методы интенсификации и контроля», Новгород, май 1992.
    18. Республиканская научно-практическая конференция «Современные
    проблемы обучения иностранным языкам в школе», Петрозаводск,
    апрель 1994.
    19. Междунар. конференция «Теория и практика билингвального
    обучения», Новгород, сентябрь 1996.
    20. Всероссийская научно-практическая конференция «Преподавание
    иностранного языка в XXI веке: проблемы и перспективы», Москва,
    октябрь 1998.
    21. Межвузовская научная конференция «Образ «Италии златой» в
    художественных картинах мира», Петрозаводск, апрель 1999.
    22. Международная конференция «Российско-германские культурные
    связи», Новгород, апрель 1999.
    23. Междунар. конференция «Культурные коды двух тысячелетий»,
    Петрозаводск, декабрь 2000.
    24. Межвузовская юбилейная конференция каф. всеобщей истории ПетрГУ
    «Актуальные проблемы изучения и преподавания всеобщей истории»,
    Петрозаводск, октябрь 2000.
    25. Всероссийская научная конференция памяти Н.А.Мещерского «Русская
    историческая филология. Проблемы и перспективы», Петрозаводск,
    октябрь 2000.
    26. Международная научная конференция «Язык и межкультурная
    коммуникация», Великий Новгород, апрель 2003.
    27. Междунар. конференция «Культурный контекст в гуманитарном
    образовании», Великий Новгород, апрель 2004.
    28. Всероссийская конференция, посв. 10-летию РГНФ, «Проблемы
    развития гуманитарной науки на Северо-Западе России: опыт,
    традиции, инновации», Петрозаводск, июнь 2004.
    29. Международная научно-практическая конференция «Научное наследие
    акад. Ф.Ф.Фортунатова и современное языкознание», Петрозаводск,
    сентябрь 2004.
    30. Региональная конференция по проблемным вопросам воспитания
    молодежи (при участии представителей Eberhard-Karls-Unversit?t),
    Тюбинген (ФРГ), ноябрь 1995.
    31. 28-й немецкий Евангелический конгресс „Respekt und Vers?hnung als
    Weg zur Gerechtigkeit und Frieden“ , Штутгарт, июнь 1999.
    32. Междунар. конференция Литературной секции Евангелической
    Академии „Junge Leute in der gegenw?rtigen Literatur“, Дюссельдорф, май 2001.
    1. Отчетные доклады и рекомендации по улучшению дальнейшей
    работы в качестве председателя ГЭК/ГАК:
    Сыктывкарский гос.пед.ин-т, Сыктывкар, 1985, 1986 г.г.;
    Вологодский гос.педин-т, Вологда, 1987, 1988 г.г.;
    Карельский гос.пед.ун-т, Петрозаводск, 1995, 1996 г.г.;
    Новгородский ун-т им. Я.Мудрого, Великий Новгород, 2004.
    2. Доклад о системе высшего филологического образования в России (на
    примере Петрозаводского гос. ун-та), Тюбингенский ун-т им.
    Эберхарда-Карла, филологический фак-т, июль 1995.
    3. Чтение лекционных курсов по истории немецкого языка, теорет. фонетике и спецкурса по межкультурной коммуникации, октябрь 2002,
    февраль 2003 г. в Мурманском пед.ун-те.
    4. Чтение спецкурса по межкультурной коммуникации в Новгородском гос.ун-те (фак-т лингвистики и межкульт. коммуникации) им. Я.Мудрого, Великий Новгород, октябрь 2003.

    Научные интересы

    1. Вопросы общего и германского языкознания (история науки; внутренняя структура языка; взаимосвязь и взаимовлияние экстралингвистики и внутренних факторов системы языка).
    2. Теоретические вопросы грамматики немецкого языка. Контрастивный анализ с русским. Связь грамматических и когнитивных аспектов.
    3. Вопросы истории немецкого языка и становления немецкого литературного языка.
    4. Межкультурная коммуникация. Сходства и различия в сравнении с русским.
    5. Особенности немецкого менталитета.
    6. Вопросы немецкой медиевистики (история, культура, философия, литература).
    © 2022 | Российский Союз Германистов. Создание сайта - Евгения Козловская.