Рымарь Николай Тимофеевич

    Персональные данные

    Рымарь Николай Тимофеевич
    Полное
    15.03.1945
    д.ф.н., профессор
    Литературоведение
    Самара
    Самарский государственный университет, кафедра русской и зарубежной литературы;Самарская гуманитарная академия, кафедра литературоведения и МХК;Институт культуры стран немецкого языка (Самарск.гуманитарная акад.)
    Профессор указанных кафедр, директор Института культуры стран немецкого языка
    443011, Самара, ул. Акадкмика Павлова, 1
    ...
    nrymar@yandex.ru

    Академическая карьера

    1971 год – Латвийский государственный университет
    Защита кандидатской: Соотношение лирического и эпического в современном западногерманском романе. М., МГУ, 1979. – Науч. рук.: Д.Я.Калныня.

    Защита докторской диссертации: Поэтика романа. М., ИМЛИ, 1992.

    Список публикаций и участие в конференциях

    Монографии: 1. Современный западный роман: проблемы эпической и лирической формы. Воронеж, 1978. 8,0 п.л.2. Введение в теорию романа. Воронеж, 1989. – 16,6 п.л.3. Поэтика романа. Монография. Саратов, 1990. – 18,6 п.л.4. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж: Логос, 1994. – 16,5 / 11,5 п.л. (В соавторстве с В.П.Скобелевым)

    Научные статьи: 1. К вопросу о содержательности художественной формы в произведениях Г.Белля и П.Шаллюка // Проблемы теории романа и рассказа. Рига: Издательство Латвийского ун-та, 1972. – 1,4 п.л.2. Об эпической сущности романа и проблеме романа в современной зарубежной литературе // Вопросы специфики жанров. Минск: Минский пед. Ин-т, 1974. – 0,1 п.л.3. О поэтике лирического и эпического слова в произведениях Г.Белля. Депонир. Рукопись. Новая советская литература по литературоведению. М., 1976. № 3. ИНИОН АНГ СССР, № 638. – 0,8 п.л. 4. О поэтике лирического и эпического изображения человека в романе ФРГ. Депонир. Рукопись. Новая советская литература по литературоведению. М., 1976. № 3. ИНИОН АН СССР, № 637. – 0,7 п.л. 5. Особенности поэтики изображения человека в творчестве Г.Э.Носсака // Анализ литературного произведения. [Известия Воронежск. Гос.пед.и-та], 1977. – 0,6 п.л.6. О поэтике лирического и эпического изображения человека в зарубежном романе ХХ века // Идейно-художественные принципы в зарубежной литературе. Воронеж: Издат. Воронежск. Госуниверситета, 1977. – 0,7 п.л.7. О поэтике эпического изображения человека в творчестве М.Вальзера. Проблемы истории критики и поэтики реализма. Куйбышев: Куйбышевск. ун-т, 1979. – 1,1 п.л.8. О жанровой природе романа Г.Белля «Групповой портрет с дамой» // Проблемы истории критики и поэтики реализма. Куйбышев, Куйбышевский университет,1980. –1,1 п.л.9. Программа курса истории зарубежных литерату для студентов филологического фак. (В соавт. С. А.И.Петрушкиным). Куйбышев: Куйбышевский университет, 1981. – 3,0 п.л. 10. Эпическое и нравственное в рассказе Л.Толстого «Три смерти» // Поэтика реализма. Куйбышев: Куйбышевский университет, 1982. – 1,1 п.л. 11. Становление нравственного сознания личности и формирование поэтики реализма ХХ в. // Поэтика реализма. Куйбышев: Куйбышевский университет, 1983. – 1,5 п.л. 12. Проблема позиции повествователя в романах В.Раабе «Летопись птичьей слободы» и Т.Манна «Доктор Фаустус» // Проблема традиций и новаторства в изучении и преподавании зарубежной литературы. Горький: Горьковский гос. пед. институт им. Горького, 1984. – 0,1 п.л. 13. Этико-эстетическая задача и поэтика реалистического романа ХХ века на Западе // Проблемы метода и поэтики в зарубежных литературах XIX – ХХ вв. . Пермь: Пермский университет, 1985. – 0,8 п.л.14. Романный сюжет и особенности художественной содержательности его структуры в реализме XIX в. // Поэтика реализма. Куйбышев: Куйбышевский университет, 1985. – 1,4 п.л.15. Проблема целостности художественного мира в западном романе 20-х годов // Зарубежная литература 20-х годов: поэтика жанров. Тбилисис: Издательство Тбилисского университета, 1986. – 0,1 п.л.16. О месте категория «метод» и «поэтика» в исследовании художественного мышления // Проблемы метода и поэтики в зарубеженой литературе XIX в. – ХХ вв. Пермь: Персмкий университет, 1987. – 0.5 п.л.17. Композиция романа («вертикальный» аспект) // Содержательность художественных форм. Куйбышев: Куйбышевский университет, 1988. – 1,1 п.л.18. Фабула и сюжет в романе постмодернистского периода // Зарубежная литература 1970– 1980 гг. и эпоха постмодернизма. Рига: Издательство Латвийского университета, 1989. – 0,1 п.л.19. “Разъединение элементов” и организация целостности художественного мира в западном романе 20-30-х годов ХХ в. // Проблемы метода и поэтики в зарубежных литературах XIX – ХХ вв. Пермь, 1989. – 0,5 п.л. 20. Хронотоп и диалог // Хронотоп. Махачкала: Дагестанский университет, 1990. – 0,5 п.л.21. Романный диалог и структура романного мышления // Содержательность художественных форм. Куйбышев: Куйбышевск. университет, 1990. – 1,5 п.л. 22. Романное мышление и поэтика романа ХХ в. // Нормативность жанра в зарубежной литературе XYIII –ХХ вв. Горький: Горьк. Пединститут иностранных языков им. Н.А.Добролюбова, 1990. – 0,1 п.л. 23. Der Dialog mit dem romantischen Gedankengut als eine Romanform // Das Wort- Germanistisches Jahrbuch 1990. Moskau–Berlin, 1990. – 0,5 п.л. 24. Поэтика: художественная деятельность – структура произведения // Проблемы деривации: семантика и поэтика. Пермь: Пермский университет, 1991. – 0,6 п.л. 25. Позиция литературоведа // Скобелев В.П. Слово далекое и близкое. Самара: Самарск. кн. Издат., 1991. – 1,5 п.л.26. Диалог и проблема художественной деятельности (к вопросу о литературоведческой спецификации понятия диалога) // Содержательность форм в литературе. Самара,Издат.Самарского ун-та,1994. 0,5 п.л.27. Творчество Василия Аксенова в контексте художественного языка ХХ века (Феномен «советского сознания и проблема аутентичности художественного высказывания) // Василий Аксенов: литературная судьба. Статьи. Библиографич.указ. Самара: Издат.Самарского университета,1995. – 0,5 п.л.28. Феномен "советского сознания" и проблема аутентичности художественного высказывания // Обозрение культуры.Самара,1995, N 2. – 0,5 п.л29. Триптих. Ч.3.// Российское сознание. Психология Феноменология. Культура. Самара,Изд. Самарск.пед.ин-та, 1995. – 0,6 п.л. (В соавторстве с В.В.Бондаренко)30. Категория завершения и проблема формы в произведении словесного искусства // Наследие М.М.Бахтина и проблемы развития диалогического мышления в современной культуре. Донецк: Донецкий ун-т,1996. – 0,1 п.л.31. Пародирование и деятельностная природа искусства // Проблемы изучения литературного пародирования. Самара: Самарский ун-т, 1996. – 0,6 п.л. 32. Некоторые проблемы изучения литературного пародирования.// Проблемы изучения литературного пародирования. Самара:Самарский ун-т,1996. (В соавторстве с В.П.Скобелевым) – 0,2 п.л. 33. Художественный язык ХХ века. Программа курса истории зарубежной литературы (1918-1990) Самара: Издат. Самарской гуманитарной академии,1997. – 1,5 п.л. 34. Проблема трагической вины "героя-идеалиста" в драме Шиллера "Разбойники". Лекция. Самара: Издат. Самарской гуманитарной академии, 1996. – 1,25 п.л. 35. Художественный язык ХХ века. Программа курса истории зарубежной литературы (1918-1990). Самара: Издательство Самарской Гуманитарной академии,1997. – 1,5 п.л. 36. Структура миметического акта и проблема «дегуманизации» художественного образа в литературе и искусстве ХХ века. // Проблемы современного изучения русск. и заруб. истории лит. процесса. Самара, 1997. – 0,1 п.л.37. Проблема аутентичности художественного высказывания и поэтика романа 19-20 вв. // Личность. Образование. Культура. Самара,1998. – 0,8 п.л.38. Романное мышление // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Коломна, 1999. – 0,3 п.л.39. Роман ХХ века // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Коломна, 1999. – 0,3 п.л.40. Вводная лекция по курсу «Культурологическое введение в литературоведение» // Проблема художественного языка. Тем. Межвуз. сб. Самара: Издат.Самарской гумаиитарной академии, 1997. – 1,3 п.л. 41. Художественный язык и язык культуры. Проблема материала //. Проблема художественного языка. Тем. межвуз. сб. Самара: Издат.Самарской гумаиитарной академии, 1997. – 0,9 п.л. 42. Узнавание и понимание: проблема мимезиса и структура образа в художественной культуре ХХ века. Статья //. Вестниик Самарского гос.ун-та. Гуманитарный вып. Самара: Издат. Самарского университета, 1997, N 3; Научные чтения в Российском открытом университете. Самара, 2002. – 1,1 п.л. 43. Семантическая интерференция в художественном языке. Тезисы // Международный семинар, посвящ. 10-летию Самарск.. Муниципального университета Наяновой. Самара, 1998. – 0,2 п.л. 44. Мотив «сна» и романное мышление Пушкина («Евгений Онегин»). Тезисы // А.С.Пушкин: филологические и культурологические проблемы изучения. Материалы международной научной конференции. Донецк, 1998. – 0,1 п.л. 45. Структура образа героя в романах Т.Манна и Г.Гессе. Тезисы // Русско-немецкие культурные связи: история и современность. Материалы докладов и выступлений участников международной научно-практической конф. Самара, 1998. – 0,2 п.л. 46. Мотив сна и романное мышление Пушкина («Евгений Онегин»). Статья. // Филологические записки. Выпуск 12. Воронеж: Воронежский университет, 1999. – 0,6 п.л. 47. История зарубежной литературы эпохи романтизма. Программа курса. Самара: Издательство Самарской гуманитарной академии, 1999. – 1,1 п.л. 48. История немецкой литературы. Программа курса. Часть 1. Самара: Издат. Самарск. гос.ун-т, 1999. – 2,5 п.л.49. История немецкой литературы. Программа курса. Часть 2. Самара: Издат. Самарск. гос.ун-т, 1999. – 2,5 п.л. 50. Ein Experiment von kurzer Dauer? Private Hochschulbildungen in Russland - das Beispiel Samara. Статья. // Russische Hochschulen heute. Bochum, Ruhruniversit?t, Institut f?r russische und sowjetische Kultur,1995; Kraftproben. Zur russischen Hochschulwesen und Wissenschaftsbetrieb der neunziger Jahre. Bochum, 2000. – 0,8 п.л 51. Романное мышление и культура ХХ века. Статья // Литературный текст: проблемы и методы исследования. 6. Аспекты теоретической поэтики. Москва-Тверь, 2000; ХХ Научные чтения в Российском открытом университете. Самара, 2002. – 1,0 п.л. 52. История зарубежной литературы XIX в. Романтизм. Программа курса, планы практических и семинарских занятий, контрольные вопросы. Самара: Издат. Самарск. госуниверситета, 2000. – 1,2 п.л. 53. Иронический мимезис ХХ века // САГА. № 1. Самара, 2000. – 0,8 п.л. 54. Кубистический принцип в литературе ХХ века. Статья. // Наследие – современность. Международная конференция художественных музеев 1998 года. Самара, 2000; Научные чтения в Российском открытом университете. Самара, 2002 – 0,6 п.л.55. Поэтика и историзм: К 70-летию профессора В.П.Скобелева // Вестник Самарского гос. ун-та. Самара, 2001, N1. – 1,4 п.л.56. Хаос и космос в структуре романного мышления // Динамика культуры и художественного сознания: Сб. статей. Самара, 2001. – 0,6 п.л.57. Реалистический роман XIX века: поэтика нравственного компромисса. // Поэтика русской литературы: К 70-летию профессора Ю.В.Манна: Сб. статей. М., 2001. – 0,7 п.л. 58. Проблематизация художественных форм в 20-е годы ХХ века // Художественный язык литературы 20-х годов ХХ века. Сб.статей. Самара, 2001. – 0,6 п.л.59. Вместо предисловия //Художественный язык литературы 20-х годов ХХ века. Сб.статей. Самара, 2001. (В соавторстве с В.А.Свительским) – 0,3 п..л. 60. Die Entstehung der lyrischen Sprache in der Prosa der fr?henNachkriegszeit // „Uns selbst mussten wir misstrauen“. Die „junge Generation“ in der deutschsprachigen Nachkriegsliteratur. Hrsg. von H-G. Winter. Hamburg-M?nchen, 2002; Научные чтения в Российском открытом университете. Самара, 2002. – 0,5 п.л. 61. Ирония и мимезис: к проблеме художественного языка ХХ века // Научные чтения в Российском открытом университете. Самара, 2002. – 0,5 п.л.62. Трагическая театральность Брехта – Шапиро // Перформанс. Самара, 2002, № 3-4 (9-10) – 0,5 п.л. 63. Кубистический принцип и проблема мимезиса // Диалог культур – культура диалога. Сборник в честь 70-летия Н. С. Павловой. М., 2002. – 0,9 п.л.

    Составление и/или комментарий:1. И.В.Гете. Лирика. [Составление сборника переводов стихотворений] Куйбышев: Куйбышевское кн. Издат., 1982. – 6,5 п.л.2. Проблема художественного языка. Тем. Межвуз. сб. научных работ. [Составитель, научн. редактор] Самара: Издат. Самарской гуманитарной академии, 1997. – 12,6 п.л.3. Художественный язык литературы 20-х годов ХХ века. Сб.статей. Самара, 2001. (Составитель, научн. редактор) – 12.п.л.
    Организация:
    Международная научная конференция «Художественный язык и язык культуры» (1993 г., Самарская гуманитарная академия); Международная научная конференция «Проблема художественного языка в русской науке: итоги и перспективы» (1994 г., Самарская гуманитарная академия); Международная научная конференция “Европейская литература 20-х годов ХХ века: лаборатория художественных форм” (2000 г., Самарский государственный университет); Международная научная конференция «Grenzen und Grenzerfahrungen in den Sprachen der Kunst – Граница и опыт границы в художественном языке» (2001 г., Институт культуры стран немецкого языка)
    Участие: Москва, Рига, Гамбург, Одесса, Тбилиси, Нижний Новгород, Саранск, Махачкала, Воронеж, Гомель, Вологда, Самара
    1974-1976 гг. – Воронежский государственный университет1989 г. – Дрогобычский государственный педагогический институт1993-1994 гг. – Российский государственный гуманитарный университет

    Научные интересы

    Литература стран немецкого языка ХХ в. Теория романа, проблема романного мышления, поэтика романа ХХ в. Художественный язык ХХ в.“Кубистический принцип” в художественном языке ХХ в.Проблемы границы и опыта границы в художественном языкеПроблема аутентичности художественного высказывания
    © 2020 | Российский Союз Германистов. Создание сайта - Евгения Козловская.